Anna Beliaeva (coffeepen) wrote,
Anna Beliaeva
coffeepen

Categories:

Сторителлинг в картинках: 1. Как рассказать историю с помощью фотографии? Методы и приемы

Мой пост в сообщество storytelling_ru.

Оригинал взят у coffeepen в Сторителлинг в фотографии: 1. Как рассказать историю с помощью фотографии? Методы и приемы
Оговорюсь сразу. Я не эксперт, не теоретик, не претендую на истину или серьезный углубленный подход. Я всего лишь люблю фотографировать и в рамках двух постов излагаю часть своего видения (изложить его целиком в двух постах едва ли реально) того, как можно сделать фотоисторию. Плюс я оставляю за скобками многие аспекты фотографических историй — например, технические, художественные, принципы отбора изображений и т. д. и пытаюсь сконцентрироваться на подходе к съемке истории как таковой.

Итак, зачем нужна история, или нарратив в фотографии? И почему серия одиночных картинок, равно как и серия фотодублей, — это не обязательно история?

Очевидно, что любой набор слов — это еще не текст. Это может быть кроссворд, детская игра в слова (эрудит или скраббл), вырезки из газет с целью составить анонимное письмо с угрозами или предупреждением («Если жизнь и рассудок дороги вам...»), то есть возможная заготовка для текста. Так и в фотоистории, набор картинок — лишь основа, а вот связи между ними обусловливают нарративную канву. Фотографии могут сложиться в историю, если в них есть общая мысль, идея, которой подчинены все изображения (пример: жизнь животных в городских условиях, мой дедушка — ветеран, под солнцем Тосканы...)

Такие приемы в съемке фотоисторий пришли мне в голову:

1. Дневник, жанр «один мой день».
2. Съемка «от живота»
3. Списки объектов съемки
4. Включить органы чувств
5. Включить значимые элементы, символы
6. Коллекции
7. Съемка как в кино



Дневниковый жанр — для меня один из самых «вкусных» и в плане чтения, и в плане написания, и съемки тоже. Многие аккаунты в instagram вполне можно рассматривать как фотодневник, хоть обычно он носит хаотичный характер. Но суть похожа: я снимаю свою действительность, делаю зарисовки о своей ежедневной рутине, щелкаю себя в зеркале и каждый свой прием пищи. Правда, здесь нет никаких рамок и правил игры — снимаю, что под руку попадется.
Еще пример — сообщество odin_moy_den. Здесь уже правила игры прописаны четче, нужно представить набор фотографий, ограниченных одним днем, плюс представиться, фиксировать время суток, и т.д. Таким образом мы получаем представление о жизни человека, будь то фотомодель на кастинге в Японии или жизнь пациента в стенах хирургического отделения больницы.
Если наша цель — показать чей-то образ жизни, описать события того или иного значимого периода времени («Как я провел лето») или фотографически рассказать маме о поездке в Париж — смело применяйте принцип ведения дневника к фотографии, чередуйте факты с абстракцией, репортажные кадры с пейзажными, здесь главное — личный взгляд и переживания автора. А внутренние правила можно придумать самостоятельно.

Съемка «от живота» может являться как самостоятельным приемом, так и запросто сопровождать собой тот же фотодневник или трэвел-фото. Ярчайший пример — ломография, я снимаю практически наобум, не заботясь о слишком тщательной компоновке кадра. Скорее всего, в мусор отправится бОльшая часть картинок, зато некоторые из них специально не снимешь! Тем они и ценны.



Списки желанных кадров подходят для людей, которые любят все планировать и продумывать заранее. Списки составляли и продолжают составлять многие известные фотографы. И нередко они работают. По такому принципу Алек Сот снимал свой проект «Ниагара» - на руле автомобиля он держал перечень того, что хотел снять и включить в свою историю.

Задействование органов чувств в любой истории помогает сильнее вовлечь зрителя. Андрей Тарковский искал возможность передачи запахов через кино, в котором есть лишь визуальный и звуковой ряды. Например, в театре возможности шире, чем в кино — зрителей могут обрызгать водой, обсыпать конфетти или донести до них запах коньяка, сигаретного дыма, даже лавки старьевщика... В фотографии нет ни звуков, ни запахов, ни осязания, есть только картинка, однако можно снять шероховатый ствол дерева в контрастном освещении, чтобы заставить почувствовать неровность коры под пальцами, мальчика, зактнувшего уши руками, как реакцию на пронзительный крик, дымок от кружки с кофе в утреннем солнце...



Значимые элементы, символы. Если вы снимаете нянечку или престарелую медсестру — снимайте мать Терезу, если снимаете рыбака — снимайте апостола Петра, как любит говаривать известный фотокорреспондент Сергей Максимишин. Символизм замечательно работает в визуальном контексте. Знаки могут работать в оппозиции друг к другу, нести дополнительные смыслы, а порой и как визуальная метафора всей серии. В серии «Дракон заберет меня?» дракон — символ смерти, и показан он не буквально, а жестом и тенью на стене (двойной символ).

Визуальные коллекции. Тот, кто имеет тягу к собирательству, непременно оценит. Коллекции в фотографии могут быть как вроде бы простыми, на уровне запечатлевания однородных объектов (чайные ложки, оконные резные наличники разных областей России), так и с многоуровневыми подтекстами. Фотограф Берт Тейниссен 18 лет снимает серию Domestic Landscapes, где он замечатлевает людей в интерьерах собственых домов, выбирая дома, несущие на себе печать времени, тем самым пытаясь сохранить ускользающее прошлое вопреки модернизации.

Съемка как в кино. Здесь можно написать сценарий, подобрать «актеров», нарисовать раскадровку, в общем, воспользоваться огромным опытом киноискусства, помня лишь о том, что фотография более лаконична: один эпизод, длящийся в кино несколько минут — это один кадр в фотоистории. Примеры можно найти самостоятельно, но классиком здесь будет являться, например, Эйзенштейн. "Бежин луг" - его утраченный фильм, позже смонтированный отдельными кадрами в фотофильм.


В заключение хочется сказать, что все методы и приемы хороши, но основные принципы нарратива, помогающие нам рассказать анекдот, случай из жизни или текст презентации, а то и написать сценарий для фильма, годятся и здесь. Предварительный план и/или продуманность фотоистории могут обеспечить ее успех. Удачи в фотопоиске!


В следующий раз я попробую рассказать о нарративе в фотографии на примере проектов различных фотографов.
P.S. Иллюстрации, использованные в посте, моего авторства.
Tags: my photos
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments